Метро: ECOLE MILITAIRE Символ Парижа и Франции, знаменитая Эйфелева башня была возведена в 1889 г. для Всемирной выставки и к 100-летию Великой французской революции. Сооружение самой высокой в мире металлической башни было призвано продемонстрировать техническое могущество и экономическое про-цветание Франции. В 1886 г. правительство объявило конкурс на создание 300-метровой металлической башни. На конкурс было представлено 700 проектов. Победил проект уже известного инженера-строителя Гюстава Эйфеля, создателя мостов и металлических конструкций, среди которых железный каркас для аме-риканской статуи Свободы — произведение французского скульптора Бартольди. Башня была возведена в рекордно короткие сроки — за 2 года и 2 месяца. Эйфель собственноручно выполнил чертежи отдельных частей в натуральную величину. Сооружение состоит из 15 тысяч деталей, соединенных 2,5 миллионами заклепок. До 1931 г. она была самым высоким сооружением в мире. Общий вес металлической конструкции достигает 7300 тонн. Если поместить башню в цилиндр с воздухом, то ее вес (вместе с каменной кладкой) не превысит вес воздуха, заключенного в цилиндре. Главными сотрудниками Г. Эйфеля были инженеры М. Кёш-лен и Э. Нугье, которые подготовили чертежи, и архитектор Совестр, создавший декоративное оформление. Первоначально башня была задумана как временное сооружение: ее рассчитывали разобрать к 1909 г. И несмотря на это, возведение на берегах Сены высотной металлической конструкции было скептически встречено многими современниками. С протестами выступали такие видные деятели французской культуры, как Александр Дюма-сын, композитор Шарль Гуно, поэты Верлен и Леконт де Лиль, Мопассан, архитектор Ш. Гарнье, автор Парижской оперы и другие, требуя отменить строительство этого уродливого скелета, бесполезного и ужасного сооружения г-на Эйфеля. А жители близлежащего квартала подали в муниципалитет жалобу, возмущаясь покушением на красоту города. Но уже через несколько лет, вполне доказав силу технического прогресса и утвердив архитектуру грядущего 20 в., башня полностью слилась с обликом города, став его символом. Ее образ появляется в произведениях Аполлинераи Кокто, на полотнах Пикассо, Дюфи, Утрилло. К тому же башня оказалась и полезной для работы метеорологов, биологов, астрономов. На ней проводились опыты по аэродинамике. В 1904 г. на ее вершине впервые была установлена антенна для радиотелеграфной связи. В результате научные заслуги спасли башню от разрушения. В настоящее время через Эйфелеву башню осуществляется радио- и телесвязь, здесь находятся маяк, лаборатория воздушных сообщений и метеорологическая станция. Башня имеет площадки, на которые можно пониматься на лифтах или по лестницам: 1-ая площадка — на высоте 57м, 2-ая — на высоте 115м и 3-я — на высоте 276м. Три лифта, расположенные в восточной, западной и северной опорах, поднимают на 1-ую и 2-ую площадки. Лестницы находятся в южной опоре. Со 2-ой площадки лифт, сооруженный в в 1983г., поднимает на 3-ю площадку. Машинные помещения гидравлических лифтов (1899 г.) расположены в подвалах под восточной и западной опорами (открыты для посещения). В хорошую погоду с ее верхней смотровой площадки открывается великолепная панорама Парижа радиусом в 60 км. На этом же этаже находится кабинет-музей Гюстава Эйфеля, в котором две восковые фигуры изображают встречу Эйфеля с Эдисоном. У подножия башни установлен бронзовый бюст знаменитого инженера работы Бурделя. Для технического содержания башни создана специальная фирма. 31 декабря 1985 г. была введена в действие новая система иллюминации башни. Теперь внутри самой башни установлены 292 прожектора, оборудованные натриевыми лампами в 100 ватт. Их направленный кверху свет подчеркивает легкость и изящество конструкции и делает ее похожей на ажурное ювелирное изделие. Новое освещение не только более эффектно, но и вдвое экономичнее прежнего: в 1985 г. освещение башни обошлось в 2,3 миллиона франков, а в 1986г. — всего лишь в 1 миллион. Автором этой системы освещения является П. Бидо, специалист по оформлению спектаклей Звук и свет в замках Луары.